Журнал “Кругозор”
September 18, 2007
Журнал “Кругозор”
Май 1965 года
Я многое не помню из своего советского детства, но эти журналы с гибкими пластинками синего, белого и серого цветов запомнились очень хорошо. Сейчас, как и раньше, они кажутся чудом: вот ты открываешь небольшую книжку, ставишь на пластинку, осторожно приминая выпирающие листки, или просто вырезаешь гибкий листик ножницами, подводишь иглу… И пластинка – играет!
А там – все, что угодно, целая жизнь, вселенная. От интервью с доярками до песен группы “Пинк Флойд”. С самого своего основания в 1964 году “Кругозор” шел в ногу со временем, был прогрессивным и, одновременно, познавательным. Уникальный журнал – такого больше не было нигде в мире – позволял услышать “живую речь” героев Великой Отечественной, космонавтов, ударников труда, Ильича – и Владимира, и Леонида… Кого там только не было: в шесть с половиной минут на каждой стороне пластинки укладывалась история, литература, музыка, поэзия, политика. Плюс обязательная “зарубежная эстрада” – сначала соцстран, а потом и популярные мотивы загнивающего капитализма.
Под конец своего существования “Кругозор” вместе с ТВ и радио переболел гласностью и шизофренией, доводя до сведения читателей музыку ранее запрещенных коллективов, замешанную на традиционной советской эстраде и с добавлением рассказов про НЛО и экстрасенсов. В 91-м это был уже не тот журнал: формат у него был обычный, журнальный, и пластинки приходилось вырезать. Он больше запомнился мне именно в виде квадратной книжки, которую можно было читать и слушать. Говорят, была даже предсмертная версия журнала с кассетой, но такие мне не попадались.
В майском номере 1965 года есть интервью с космонавтами Беляевым и Леоновым, неизвестное произведение Чайковского, рассказ маршала Катукова о войне, записи полевых корреспондентов на поле боя, Эдита Пьеха, югославская певица Нада Кнежевич, стихи и восхитительная радиопьеса о дагестанском Чабане, которую ставишь и особенно остро ощущаешь, что этот журнал – из совершенно другого мира, в котором успели пожить и мы.