#stokasset – 1983 год

September 19, 2018

Текст взят из моего телеграм-канала

Что ж, продолжим. 1983 год, еще один такой “технический”, без реальных воспоминаний. Википедия сообщает, что прямо первого января чуть ли не родился современный интернет, но мне тогда это было без-раз-лично! Как песня Пугачевой “Миллион алых роз” – эту золотую балладу я точно не буду добавлять в сборник. Вы уж простите, если что.

Ах да, компания IBM выпустила персональный компьютер PC/XT, и это тоже немного мимо. С компьютерами IBM я познакомился чуть позже, и с более современными. Но хорошо запомнил эту назойливую рекламу то ли по телеку, то ли по радио, то ли везде: продаем компьютеры ай-би-эм пи-си икс-ти, эй-ти, оптом и в розницу (по цене квартиры, да).

Школьница Саманта Смит приглашена посетить СССР (и посетила!). В Японии поступила в продажу Nintendo Famicom, она же NES, она же у нас в девяностых – Денди. Из-за ошибки при заправке топливом канадский Боинг 767 садится на полосу закрытого военного аэродрома, где местные жители устроили пикник. И никто не погиб.

США вводит против СССР новые санкции, тут все стабильно. Depeche Mode выпускает альбом, но это все еще не тот Depeche Mode, который я потом полюблю. Сбит южнокорейский Боинг. 27 сентября Ричард Столлмэн основал проект GNU. Microsoft выпустила Word. Основана группа A-ha, но до всемирного успеха им осталось еще два года.

Мои впечатления о ранних 80х – недобрый мир, грозная страна СССР, да и со всех сторон слишком много военщины. Зато много хорошей музыки, и эта новая волна сейчас кажется совершенно оптимистичной, как будто это было лучшее за всю историю десятилетие. Может так и было, а может и нет. Я не очень помню 🙂 Но со следующего года, пусть немного, но начну запоминать.

В 1983 году выходит первый магнитоальбом группы Браво. Я с ними знакомлюсь как-то совсем поздно, и в детстве-отрочестве не слушаю. В 90-х это казалось музыкой родителей, олд скул. Но мимо дебюта с Жанной Агузаровой пройти трудно. Из того, что берет за душу – это конечно никакие не “Ботинки” и не “Кошки”, а “Верю я”. В 2008 году я натыкаюсь на запись популярной в восьмидесятых передачи “Музыкальный ринг” – в моем детстве она соперничала по крутизне с “Что? Где? Когда?”, особенно потому, что Ленинградское ТВ в нашей провинции включали очень редко, то ли по выходным, то ли по праздникам.

Там (это 86 год) молодой Хавтан, молодая Агузарова, молодая, но уже какая-то ээээ Пугачева в роли, кхм, лайф-коуча. Но как-то это все очень мило, наивно. Как с другой планеты. Круто, но наверное не настолько эта музыка впиталась в мою жизнь, чтобы включать ее в сборник.

Музыка. У меня в табличке уже заранее отмечены два трека – это Big Log Роберта Планта и Paranoid Eyes из последнего альбома Pink Floyd с Уотерсом АКА “третья сторона стены”. Что бы еще такое хотелось послушать?

Первый альбом Металлики Kill ‘Em All? Ммм, нет. Дебютный альбом Мадонны? Эээ, тоже нет. Мадонна будет сильно позже. А вот композицию Sweet Dreams группы Eurythmics, хочешь – не хочешь, а придется добавить.

У Кино альбом ’46’, там песня “Троллейбус”, и это тоже достойно треклиста. У ДДТ выходит “Компромисс”, там есть неплохая песня “Не стреляй”, но я их наверное отложу до конца 80х, а то и на попозже.

У Yes выходит альбом 90125, и там шикарный трек Owner of a Lonely Heart. Он мне запомнился по клипу, который был записан с телека на видеомагнитофон где-то в начале 90-х, лет на десять попозже выхода.

У “Наутилуса” выходит самиздат “Переезд” и там совершенно пронзительная песня “Ястребиная свадьба”. Оззи Осборн (Ося, как его потом будут называть знакомые моих родителей) выпускает альбом Bark At The Moon, заглавная песня которого напоминает мне больше об игре Grand Theft Auto. Штош. Добавляем. В 1996 году я покупаю кассету с этим альбомом в переходе под станцией электрички Бирюлево-Товарная. Там же я покупаю наушники “Сони” за 80 рублей, и они ужасны, ужасны, ужасны.

The Police вместе со Стингом поет Every Breath You Take, и это круто, но не уверен, что войдет в финальный микс. У U2 Sunday Bloody Sunday, и это лучшая песня U2, которых я, в общем, не люблю. В 1983 году родилась Эми Вайнхаус. Блин, она была моложе меня.

Дэвид Боуи выпускает альбом Let’s Dance. Он крутой, но меня никак не трогает, увы. Немецкая группа Nena дебютирует с песней 99 Luftballons, и это символ эпохи, и я его, извините, ненавижу. У Sonic Youth выходит альбом Confusion is Sex, но их раннюю брутальность я уже запустил в сборник 82-го года.

Tears for Fears выпускают дебютный альбом The Hurting, с синглом Mad World, который в 2001 году будет использован в классном фильме Донни Дарко. Там будет кавер, и очень хорошо, потому что оригинальные исполнители не умеют петь.

Шведская группа Europe выпускает альбом, но не тот, в котором The Final Countdown, тот будет в 1985 году, поэтому не интересно. У Pink Floyd еще выходит сборник Works, там классный трек Embryo, из ранних сумасшедших лет, но в совершенно унылом варианте. Выходит саундтрек к фильму Staying Alive с Джоном Траволтой, и там есть та самая песня группы Bee Gees. Деваться некуда, надо добавлять. Да, это песня 1977 года, она впервые прозвучала в фильме “Лихорадка субботнего вечера”, а фильм 1983 года – это типа сиквел. Не важно, добавляем! Пренебречь, танцуем!

Выходит дебютный альбом группы Wham! с песней Bad Boys, и это гораздо хуже, чем наушники из перехода под станцией Бирюлево. Джон Андерсон и Вангелис выпускают третий совместный альбом, но его лучше послушать отдельно. Первый альбом 80-го был очень крут.

Том Уэйтс (о боже, и он тут!) выпускает альбом Swordfishtrombones, приобретая в процессе свой фирменный хрип, сарказм, харизму. Трек 16 Shells From a Thirty-Ought-Six надо добавить. Синди Лаупер пронзительно поет Girls Just Wanna Have Fun и оооо мои уши. Даже Time After Time это этоо. Но вы посмотрите какой милый клип:

Билли Айдол выпускает альбом Rebel Yell, и он офигителен ВЕСЬ, особенно трек Eyes Without a Face, просто гимн всех восьмидесятых, включаешь – и точно знаешь, вот они, были и прошли.

Flashdance… What a Feeling, песня из фильма, исполненная Ирен Карой. Сладенький хит, тоже символ 80-х, но уж слишком он… не тот. На фоне этой вакханалии Боуи со его Let’s Dance выглядит не так плохо. Добавляем, тоже символический трек.

В 1983 году, через два года после смерти Боба Марли (в 80-м году Сева Новгородцев по радио сообщает, что слухи о болезни Боба преувеличены, но на самом деле нет) выходит альбом Confrontation с треком Buffalo Soldier. Увы, он не вызывает у меня никаких эмоций.

Супербоевик Do You Really Want To Hurt Me группы Culture Club я должен добавить, так сказать, под давлением общественности, но не буду. Ах да! В 1983 году группа Styx выпустила альбом Kilroy Was Here. Но запомнилась она мне не этим. У папы были записи на катушках, они на торцах были подписаны тушью, и чернила со временем выцвели. Я решил обновить надписи с помощью фломастера, как умел, в свои шесть лет. Отец пришел с работы, посмотрел на полку с музыкой и начал ржать: там были Сникадо (Чикаго) и Стух.

Закончу сегодняшнюю вакханалию 80-х песней Элтона Джона I Guess That’s Why They Call It The Blues. Это было классное десятилетие наивной, милой музыки, но треша там было немерено, и у нас, и у них. Конечно сейчас сохранилось самое лучшее, а тогда… Эх, все равно было хорошо.

Вне конкурсной программы. Тако (!), голландский (!) певец из Индонезии (!!) поет песню Puttin’ on the Ritz. Это слишком. Если я запишу это на ленту, можно уже не продолжать. Не получится превзойти этот шедевр:

У меня наметились традиции. Уже второй раз подряд я подкидываю в сборник песню The Cure из альбомов ранних лет, до моего рождения.

Насчет песни Pink Floyd сомневался, уж очень печальная она, но оказалось кстати. Иначе подборка выходит такая, будто я такой лежу у себя в кроватке в годовалом возрасте, в общежитии химзавода. А надо мной зеркальный шар пускает блики и дискотека. Отчасти по этой же причине заменил трек The Clash ‘Rock the Casbah’ на London Calling – cлишком уж много там цирка, прямо почти как у Валерия Леоньтева.

Еще немного пошел против исторической достоверности и добавил в конец сборника еще одну версию “Троллейбуса” Кино, из альбома Последний герой 89-го. Ну и что ж, и ладно. Хорошо получилось: в начале ранняя версия, в конце более электрическая.

Названия опять все длинные. Как на бумажку записывать буду – не знаю.

Поместилось! Сборник 1983 года готов. Скоро продолжим.