Богемская рапсодия: драма по пути в дом престарелых

November 10, 2018

Моя жена по окончании фильма “Богемская рапсодия” сказала, что Реми Малек, актер, играющий Фредди Меркьюри, что-то не похож на оригинала. Я ответил, что в условиях, когда мы все неплохо знаем, как выглядит, ведет себя на сцене и поет сам Меркьюри, такая мелкая критика – это наивысшая похвала. Создатели “Богемской рапсодии” смогли избежать множество сценариев, когда аудитория кинозала просто закидывает экран огурцами и попкорном, и в бешенстве уходит. Круто, я одобряю, но делаю это стоя в одиночном пикете немого протеста: хороший фильм вышел за счет циничной эксплуатации ностальгических чувств. И вообще, не рановато ли мифологизировать Queen? Этак и меня можно уже ставить на полку в музей (в запасник конечно), а я против! 

Если абстрагироваться от песен Queen, сюжет в фильме совершенно невнятный. Другие члены группы – чистая декорация, они то конфликтуют с Фредди, то не отсвечивают. Менеджеры из индустрии звука – картонные, геи – шаблонно гейские, злодеи – злые. Главный герой сначала начинает круто петь, потом перестает, потом под конец еще один раз хорошо поет. В процессе страдает от сексуальной ориентации и богатого внутреннего мира. Если не вдаваться в детали, так скорее всего и было, и самое главное творение Queen – это песни и живые выступления. А зачем тогда фильм снимали? Бабло заработать? Вот и я о чем говорю. Я бы с не меньшим удовольствием заплатил 10 евро за полтора часа архивной записи выступления оригинальных Queen. 

При этом не может не восхищать эта по-голливудски подробная реконструкция декораций, будь то студийные магнитофоны или стадион Уэмбли образца 1985 года. То, что актеры не вызывают отторжения, это тоже большая заслуга создателей кино. Фредди в меньшей степени совпадает с образом в голове, а Мэй, Тэйлор и Дикон вообще кажутся “как настоящими” – видимо потому, что ты по отношению к ним в целом индифферентен. 

Так нравится мне или нет? Я до сих пор воспринимаю Queen, как что-то происходящее “сейчас”, нежеле “бывшее давно”. У более младшего поколения таких заморочек может и нет, как у меня нет претензий к киношным образам Владимира Ильича Ленина: я его в живую не видел, и мне вообще на него всё равно. А тут не всё равно. И дело даже не в том, правильно ли рассказали в фильме реальную историю или нет. Пофиг на историческую достоверность. Если уже мифологизируют Queen, то получается, и меня так можно? Ну с поправкой на масштаб и заслуги. Сноской на двадцать пятой минуте титров: мол жил такой примерно в те же времена.

Это жизнь, так заведено. Ничто не вечно. Никакие ценности не сохраняются больше, чем на три-четыре поколения, даже самые гениальные. Поэтому “Рапсодия” – это первая смелая попытка создать миф на основе того, что многим на этой планете пока кажется суровой реальностью. Попытка удачная, несмотря на возможность моментально сравнить актёров с оригиналом. А ведь из 80-х до нас дошли лишь концертные выступления. Представляете что дальше будет? Для фильма об очередной ушедшей звезде даже актёров нанимать не надо будет. 

Кто-то возьмёт твой инстаграм, твой блог, содержимое твоего телефона, перекроит это по своему разумению, добавит драмы, так, что выйдет кино с тобой, но вообще не про тебя. И это нормально. Это значит тебе повезло, и ты стал не человеком – легендой. Но тебе пофиг, ты умер. Мой главный вывод после просмотра: творите добро (или чем вы там занимаетесь) пока вы живы, и пока не поздно. Родиться, немного потерпеть, и помереть – это уныло. Займитесь смешной хренью прямо сейчас. 

А, да, на фильм можно сходить.