#STOKASSET – 1986 год

November 30, 2018

В 1986 году мне исполняется четыре года. Михаил Горбачев и Рональд Рейган поздравляют граждан США и СССР с Новым Годом, бродивший до этого все десятилетие призрак милитаризма начинает потихоньку рассасываться. 12 января 24-я миссия космических шаттлов в США. 28 января следующая миссия, взрыв шаттла Челленджер, погибают восемь астронавтов. Открыта студия Pixar, АЗЛК осваивает выпуск автомобиля Москвич-2141. Продолжает расширяться орбитальная станция “Мир”.

На 27-м съезде КПСС принята программа развития до 2000 года. Весной происходят наблюдения кометы Галлея, впервые с помощью космических аппаратов. Следующий визит кометы ожидается в 2061 году. Если доживу, мне будет 79 лет. Нефть стоит 10 долларов за баррель. 26 апреля – авария на Чернобыльской АЭС. Моего отца чуть не отправили в составе группы ликвидаторов. Он рассказывал, что не хватило места в автобусе. Бабушка, работавшая тогда в НИИ, где постоянно отслеживался радиационный фон, говорила, что они знали о выбросе веществ еще до официальных сообщений.

В октябре в США голодает Доктор Хайдер, 29 апреля 1987 года он “снова начал есть”. В этом году появился (условно) первый компьютерный вирус Brain. Выходят фильмы “Взвод”, “Крокодил Данди”, “Чужие”, “Кин-дза-дза!”. Стивен Кинг пишет роман “Оно”. Для меня же 1986 год – первый, события которого я надежно припоминаю. Самым важным становится переезд из общежития в отдельную двухкомнатную квартиру. Сорокаметровая хрущевка после восьмиметровой комнаты кажется дворцом. Мой первый любимый гаджет – радиола “Беларусь” у дедушки и бабушки. Когда меня приводят к ним, я, не раздеваясь, бегу в большую комнату и неистово жму на цвета слоновой кости клавиши. Радиола доживет до конца 90-х: потом дедушка выкинет из нее содержимое, а из фанеры смастерит тумбочку для телевизора.

В 1986 году образовались группы “Roxette”, “Green Day” и “Ласковый май”. Распались Police и The Clash, из Pink Floyd окончательно уходит Роджер Уотерс. Выходит диск “Алла Пугачева в Стокгольме”, одна из самых моих любимых пластинок в детстве. Шведский продакшн и нижегородский акцент звучат очень неплохо, на уровне Аббы. Песни – не оригинальные, русские переводятся на английский с потерей смысла, “Как тревожен этот путь” превращается в “Every Night and Every Day”. Есть вот такое странное интервью шведскому телевидению, где ведущий и Алла Борисовна пьют шампусик, говорят по-шведски, по-русски, по-английски, и хихикают.

Queen выпускает альбом A Kind Of Magic, песню с которого (сингл 1985 года) One Vision я включил в прошлогодний сборник. У Металлики выходит альбом Master of Puppets, они все еще трешово-металлические, эпоха хтонических медляков начнется в 1990-м с “черным альбомом”. Фирма “Мелодия” выпускает сборник “Машины Времени” “В Добрый Час”, который кажется был в каждой советской квартире, оснащенной проигрывателем. На Евровидении побеждает Люксембург с песней L’amour de Ma Vie, и это такая советская эстрада, только не советская.

И тут на меня напал супербоевик прошлого: песня The Final Countdown группы Europe. Посмотрите как они неистово изнемогают на сцене:

А вот один из самых больших хитов 1986 года: композиция Falco – Rock Me Amadeus. Все еще узнаваемый стиль 80-х, но по сравнению с хитами предыдущих лет я чувствую некоторую эволюцию, которая мне, честно говоря, не очень нравится. Как будто чистый, искренний наивняк закончился, а вместо него настал период манерного цинизма с фигой в кармане.

1986-й конечно год Маддоны. Свежий альбом True Blue почти не имеет проходных песен, каждая вторая – хит. Но главный – этот:

А это стадионно-роковый хит группы Journey. Про нее сегодня была смешная (или как посмотреть) новость. В США, в Северной Каролине эвакуировали квартал из-за подозрительного пакета, в котором обнаружили кассету (!) с записями этой группы.

Без Modern Talking никак не обойтись. Прошлогоднюю “Юмахат, Юмасол” я в сборник включать не стал из-за чрезмерной приторности, аж буэ, а вот эту пожалуй включу.

Как же я мог забыть этот супербоевик. Тоже 1986 год, и кажется придется включать. Без этой песни сборник за этот год – это как если рассказывать про Россию 20-го века и пытаться игнорировать целиком советский период. Хорошо ли, плохо ли, но так вот оно было. Stand up and fight!

Из сборника “В Добрый Час” Машины Времени выбираю песню “Пока горит свеча”. Там в общем они все хороши, это такая родовая травма или татуировка твоей банды. Хочется тебе или нет, но она у тебя имеется, и ты ничего с этим поделать не можешь. “Пока горит свеча” – это такой бодрый рокнрольный перестроечный официоз, в котором все же проскаивает реальная жизнь, которая слегка кривоватая и с надломом. И хорошо, а то очень уж благостный весь остальной сборник. И сам Макаревич. И вообще.

Долго думал, включать ли песню “Иероглиф” из одноименного альбома группы “Пикник”, вышедшего в 1986 году. Пикник – это прекрасная советско-российская самобытная рок-музыка, со своим характером и легендой. Но в контексте моих музыкальных предпочтений они – как “Динамик” – слишком далеки от народа.

Это как если бы второй “Терминатор” снимал Андрей Тарковский. Уверен, было бы гениальное кино, но не то, что снял Джеймс Кэмерон. По ливневой канализации Лос-Анжелеса никто бы не гонялся, там бы бесконечно, крупным планом, текла вода. “Пикник” я слушал совсем немного в девяностых, по случаю купил пластинку – винил тогда продавался за копейки. Но фанатом так и не стал.

Включу в сборник за 1986 год, который в последний раз составляется в соответствии с календарём. Уже в следующем сборнике будет больше песен разных лет: тогда я начал слушать музыку самостоятельно, и конечно же выбирал не самый свежак. Его и не было особо, а предпочтения, например, моих родителей, в основном застряли в 70-х.

В 1986 году выходит альбом “Смотри в оба” группы Странные Игры. В виде магнитоальбома, а позже, в 1988 году, “Мелодия” выпустит пластинку. Это не совсем моя музыка, а заглавная композиция “Уренгой-Помары-Ужгород” – это бесовщина восьмидесятых во всей красе, хтонический дуэт междометия и сноповязалки.

Но есть там песня “Погружение”. В 2005 году я бесплатно забираю сразу две больших коллекции пластинок, после чего регулярно развлекаюсь: достаю с полки рандомную пластинку не глядя и слушаю, даже если там еврейские народные песни или речи Владимира Ильича Ленина. И вот включается чуть фальшивая гармонь, и я совершенно расплавляюсь.

“Погружение” – истинно русская музыка, потому что она примиряет тебя с истинно русской действительностью. Когда совсем плохо, кругом мрак и бред, включаешь такое, и становится немного легче. Не у тебя одного бывает, что уж. Все нормально. Все будет хорошо, или нет, но ты хотя бы добрался до того места, где можно включить винил. В тяжелых условиях это уже победа.

Аналогичными целебными свойствами обладает почти вся дискография группы “Ноль”, но она будет позже. А “Погружение” поставлю сразу после “Металлики”, хороший будет контраст на сборнике.

Готово!

Непростой получился год. Из настоящих восьмидесятых хитов здесь только Duran Duran, да песня про дыхание из фильма Top Gun. Остальное, мне кажется, отражает состояние дел во второй половине восьмидесятых: старое еще не закончилось, новое еще не началось, будущее вроде и многообещающее, но туманное. Из изменений в последний момент: не смог себя заставить включить песню Modern Talking. Простите, я пытался, но это какое-то дно. По всем признакам “модерн токинг” в сборнике восьмидесятых должен быть, но я даже не знаю что хуже – Ласковый Май или вот они. Убрал песню Синди Лаупер, а у Машины Времени взял не “свечу”, а “Хрустальный город”, она же “Поход Макаревича в страну прогрессивного рока”.

И без Модерн Токинга тут достаточно хтонических песен: Europe со своим обратным отсчетом и You In The Army Now. Она вообще американская и про американцев, но сейчас кажется, что под нее можно и свергать КПСС, и стоять в очереди за тощими курами, и пересчитывать талоны на сахар. Удивительный дестрой заложен в этот вроде бы типовой мажорный хит в жанре “Стадионная баллада для изнемогания”. Алла Пугачева записана правильно, с пластинки, с шорохом и скрипом. В сборнике есть два намеренных анахронизма: песня Марыли Родович “Сядь в любой поезд” и “Дело мастера Бо” Аквариума – редкий трек, который мне у них нравится. Первая – 1983 года, вторая – из магнитоальбома 84-го, но пусть будет сейчас, так вышло ¯\_(ツ)_/¯.

Список песен без моего куриного почерка можно посмотреть в таблице. Плейлист (правда без Родович) также есть в Google Play Music.