#STOKASSET – 1987 год

November 30, 2018

1987 год начался в четверг. В Советском Союзе начались перестройка, потребкооперация, гласность. В поддержку последней 21 января прекращено глушение вражеских голосов. Передачу Севы Новгородцева “Рок-Посевы” теперь слышно не плохо, но удовлетворительно. Ирак воюет с Ираном. 22 февраля – первый полет самолета Airbus A320. 7 марта на советском ТВ выходит программа “До и после полуночи”. 2 апреля IBM представляет серию персональных компьютеров PS/2, последнюю попытку закрыть ранее открытую архитектуру персональных компьютеров. Не получится. Внешний вид IBM PS/2 для меня с тех пор – эталон “крутой” персоналки, на фоне безликих бежевых коробок эти компьютеры сильно выделялись единым дизайном.

19 апреля в шоу Трейси Ульман впервые появляются Симпсоны. 28 мая Матиас Руст сажает самолет на Красной Площади в Москве. Восьмой год идет война в Афганистане. 2 октября выходит программа “Взгляд”, а мы начинаем ее смотреть. Microsoft выпускает Windows 2.0 и, впервые, Microsoft Excel. 19 октября – черный понедельник, обвал биржевых индексов, который потом будут сравнивать с событиями 2008 года. 21 октября Борис Ельцин на пленуме ЦК КПСС критикует темпы перестройки. Начинается производство автомобилей “Таврия” и ВАЗ-2109, а на западе начинают делать батарейки ААА, они же “минипальчиковые” или как их еще назвать.

22 ноября в Чикаго неизвестные прерывают вещание двух каналов и 90 секунд транслируют мозговзрывающее видео. Личности злоумышленников так и не были установлены, инцидент известен как Max Headroom, гуглите осторожно. Начинается строительство туннеля под Ла-Маншем. В декабре Верхновный Суд США рассматривает дело Hustler против телепроповедника Джерри Фалвелла. В 1996 году Милош Форман снимет про это фильм “Народ против Ларри Флинта”. Публикуется первая версия языка программирования Perl.

На Ленинградском ТВ выходит программа “600 секунд” с Александром Невзоровым, и ее мы тоже смотрим, хотя там какое-то днище все время показывают. Ленинградское ТВ в нашей глуши транслируется не постоянно, но иногда. Выходят фильмы “Бегущий человек”, “Грязные танцы”, “Робокоп”, “Смертельное оружие”, “Уитнэйл и Я”, “Хищник” и “Wall Street”. У нас – “Покаяние” (Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?), “Асса”, “Визит к Минотавру”, “Гардемарины, вперёд!”, “Человек в бульвара Капуцинов”. В Мексике начинается трансляция телесериала “Дикая Роза”.

В 1987 году мне исполняется пять лет. Я хожу к логопеду, не выговариваю некоторые буквы, картавлю, но занятия это полностью исправят. Меня иногда начинают оставлять дома одного, я изучаю все еще кажущуюся огромной квартиру, сам ставлю пластинки и слушаю. В основном – детские сказки: “Бременские музыканты”, “Золотой ключик” и про Чебурашку. Есть еще сказка “Владыка штормов”, сама по себе страшноватая, так еще однажды во время прослушивания в доме выключают свет. Техника не отключается сразу, и воспроизведение начинает замедляться, голоса становятся низкими и ты с ними будто проваливаешься прямо в какой-то ад.

В квартире строится эталон советского потребительского рая. Закупается стенка: книжный и платяной шкафы, секретер, зеркальный шкаф под праздничную посуду. Внизу – полки с добром. Слева и справа – колонки, на них установлены проигрыватель и катушечный магнитофон. Жилье быстро заполняется вещами, даже в ванной под потолком прикручивается полка, там еще долго будет стоять химический инвентарь: отец увлекается фотографией, и реактивы изготовляет самостоятельно из добываемых бабушкой в химическом НИИ исходников. Наконец на кухне наклеиваются моющиеся обои и покупается финский гарнитур. Для шестиметрового помещения он огромный, шкафы висят прямо над обеденным столом, о них с непривычки все бьются головой.

Тогда или чуть позже отец решает намутить газированный воды с помощью сифона – такого, куда вставляются патрончики с углекислым газом, после чего он бурлит. Для вкуса в воду добавляется варенье, сифон случайно не закручивается до конца, и начинает швырять сладкую воду во всех направлениях. После этого обнаружилось, что обои конечно моются, но – не до конца, и следующие 30 лет они будут липкие. Осенью я заболею, отит, мне закапывают в уши шипящую хрень, и я почти ничего не слышу. Подхожу вечером к отцу: “Папа, можно я послушаю сказку?”. А он: “Какую сказку, ты же не слышишь ничего”. А я: “Что?”. “НЕ СЛЫШИШЬ НИЧЕГО, КАКУЮ СКАЗКУ”. Штош.

Не помню точно, в этом году или в следующем, отец впервые включает мне свою музыку. Она у него с юных лет собирается на катушках, после покупки стенки они выставляются на центральное место в большой комнате. Как-то дед дает мне пару мощных магнитов, я делаю из них инсталляцию и, ожидая эффекта, ставлю на ту же полку, где катушки. Эффект оказывается неожиданный, отец весь вечер перематывает ближайшие к магниту ленты – ищет последствия. Ленты не пострадали, а включали мне тогда начало альбома Stormbringer группы Deep Purple. Мне совершенно не понравилось: из музыкальных предпочтений у меня были Алла Пугачева, Михаил Боярский и Юрий “Пройдусь по Абрикосовой” Антонов. Но что-то в памяти откладывается, на потом.

Если бы я записывал сборник прямо в 1987 году, он бы и правда состоял из Юрия Антонова, Михаила Боярского и их многочисленных друзей. Но я не мог: у меня еще не было ни магнитофона, ни кассет. Интернета, откуда можно качать музыку, тоже не было, хотя был телевизор, а там – Песня Года. Выступавших там людей, и их песни я конечно помню, но тогда это была не музыка, а скорее фон. Сейчас это странные артефакты из прошлого, отношение к которым… Ну такое. Даже не знаю, как описать: как если ты в школе позвал девочку на свидание, приоделся, купил цветочек, а она не пришла. Короче так себе воспоминание. Мои сто кассет – это сборник песен, которые даже тридцать лет спустя вызывают эмоции чуть лучше, чем тот момент, когда у тебя на рынке вытащили из кармана деньги. Но начну сегодняшний вечер тематических роликов из Ютюба я все же с песен, которые в сборник не попадут.

Начнем с приятного поп-хита в исполнении Раймонда Паулса и Лаймы Вайкуле:

Еще Лаймы, это новогодний огонек 1986 года, но в Песне-87 эта песня тоже исполнялась. Дуэт с Валерием “Обоженет-Выключите-Пожалуйста” Леоньтевым.

Кажется с той же “Песни” запись Бит-квартета “Секрет”. Тогда песня полностью соответствовала моим детским предпочтениям, сейчас, ну, не очень. Возможно их песню “Привет” я таки включу в сборник. А может и нет.

Адок на этом завершим, перейдем к чему-то более приличному. В 1987 году основаны немаловажные для меня коллективы: Nirvana, Autechre и Alice In Chains. Распались Modern Talking (и хорошо). Pink Floyd собирается без Уотерса, выпускает альбом A Momentary Lapse of Reason, в 1989 году они приедут с ним в Москву. Бывший битл Джордж Харрисон выпускает альбом Cloud Nine с прекрасной песней и прекрасным клипом Got My Mind Set on You:

Валерий Леоньтев выпускает пластинку “Бархатный сезон”. Окей. В Брюсселе проходит очередное Евровидение, на нем побеждает очередной исполнитель, с песней. На этот раз из Ирландии:

Крупнейший хит года – песня La Bamba коллектива Los Lobos, это где “А я рыба, я рыба” поют:

А на втором месте – хорошо известный интернет-мем Рик Эстли с песней Never Gonna Give You Up. Первый и последний раз в этом канале происходит рикролл:

Наиболее приятный хит из Top 5 – песня Уитни Хьюстон I Wanna Dance With Somebody:

В 1987 году исполняется 10 лет со дня смерти короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Британский телеканал ITV снимает шоу в его честь, где песни Элвиса исполняют современные исполнители. Группа Pet Shop Boys записывает кавер на песню You Are Always On Mind, и она вполне хороша сама по себе, настолько, что ее я люблю, а оригинал – ну так.

Aerosmith пишут слезливый супербоевик Angel, и снимают клип:

Майкл Джексон постепенно приобретает крэмовый оттенок, выпускает альбом Bad и одноименный трек. По телеку его не показывают, но песня все равно звучит из каждого окна:

Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье выпускают сингл Barcelona. Альбом выйдет в 1988 году, а в 1992 году, уже после смерти Фредди, песня станет гимном летней Олимпиады в Барселоне. В 2012 году альбом перевыпустят, и даже перезапишут. Дело в том, что музыкальное сопровождение оригинала сделано почти полностью на синтезаторах. Для новой версии пригласили настоящий симфонический оркестр. С ним или без него, кассета Меркьюри и Кабалье – мой любимый альбом начала девяностых. Редкая музыка, которую с удовольствием слушали три разных поколения.

Песни Сандры, честно говоря, мало чем отличаются от Модерн Токинга, но почему-то мне нравятся, особенно вот эта. Хороший, классический хит восьмидесятых:

Еще одно приятное переоткрытие сегодняшнего вечера: песня Everywhere группы Fleetwood Mac. Я про нее забыл, а ведь тогда ее точно слышал.

Из той же серии: Heaven is the place on earth Белинды Карлайл. В клипах этого года заметна попытка снимать целые фильмы, каждое второе видео содержит развязку и развязку так, что музыка начинается чуть ли не на второй минуте.

Кажется из просто хитов этого года можно составить отдельный сборник, не про меня, а так. Подумаю.

Хотя нет. Получится конечно не Песня Года, но что-то близкое к ней.

Чтож. Я только начал, а у меня уже 21 трек в списке претендентов. Кажется, чем дальше, тем больше будет конкуренции за 90 (ну окей, 94) минуты одной кассеты. Вот и хорошо. Пока не знаю, чем сборник начну, но закончу точно записью с пластинки “По следам Бременских Музыкантов”.

Пока я собираю сборник, вот вам интересный факт. Известная песня Сюзанны Вега Tom’s Diner на оригинальном альбоме 1987 года исполняется а-капелла. А знаком мне в те времена был ремикс команды DNA, выпущенный отдельным синглом, вместе с оригинальной композицией, в 1990 году. Вот туда и перенесем.

1987 год готов! Полный список треков, как всегда, в таблице. В 1987 году стало больше музыки с пластинок моего детства: сюда попали Крис Кельми, Sting и Машина Времени. С последней я наверное распрощаюсь до 1994 года: тогда у них выйдет прекрасная концертная запись Unplugged. Ах да, “Луч Солнца Золотого” записан прямо с пластинки, теплым ламповым методом. Все как в старые-добрые времена!

Традиционный плейлист в Гугл Play Music лежит тут. К сожалению, без Бременских Музыкантов – их там не нашел.