#STOKASSET – 1994 ГОД

December 10, 2019

Пьяный Ельцин дирижирует оркестром в Германии. Взлетает и падает МММ, дома разговоры о знакомых, поменявших на резаную бумагу квартиры и кухонные гарнитуры. Телехроника: главу МММ берут под стражу, оперативники в балаклавах втискиваются в потертые “Жигули” и уезжают сквозь толпу вкладчиков. Начинает вещание НТВ, и я кажется это помню: на тот момент это самый прогрессивный канал. Телевизор смотрели много, с некоторым изумлением: такое раньше не показывали.

Я пошел в седьмой класс, до конца детства остается один год. Получаю хорошие оценки, пишу мелким почерком. На физкультуре неудачно падаю, ломаю руку, хожу месяц в гипсе. Учительница математики усаживает меня после уроков и пишет контрольную с моих слов. Результат неважный, на троечку, но то будет списано на травму. Когда гипс снимают, я с удивлением понимаю, что надо заново учиться держать в руке ложку.

14 марта выходит первая версия Linux. Кто-то пилит код, создает из ничего сетевую реальность сегодняшнего дня. Я страшно далек от этого: в повестке дня наивные мысли, музыка на кассетах и радио. По радио и в уличных ларьках взрыв танцевальной попсы. В моей коллекции девяносто четвертым годом помечены много таких треков, но сейчас они у меня чаще вызывают аллергию, а тогда были естественным фоном.

Я два месяца создавал этот сборник. Собрал из того, что было под рукой, и результат мне совершенно не понравился. Плейлист был неуклюжий и немного озлобленный, как подросток пубертатного периода. Отложил в сторону, хотелось найти что-то примиряющее прошлое и настоящее, что можно без нервного тика послушать и в 2019 году.

И нашел! В 1994 году выходит фильм “Филадельфия”, который я никогда не смотрел, а Брюс Спрингстин пишет для саундтрека песню. Ее постоянно крутят по ТВ, и вот она-то и передает что-то красивое о той кривой эпохе. Вечное, вроде весеннего тумана поутру, прикрывающего потрескавшийся лед, собачье дерьмо и оттаявший мусор по всему двору, на твоем пути во взрослую жизнь.

На следующие пять лет меккой моего нищебродского консьюмеризма становится музыкальный ларек на Центральном Рынке. Туда непросто добраться, и можно нарваться на гопников, но если все преграды преодолены, меня ждет целый час вдумчивого чтения надписей на глянцевых обложках. Кассеты выставлены горками за стеклом, и надо обязательно осмотреть весь ассортимент, потом еще раз вернуться к избранным местам вишлиста. А если продавец, какой-то студент с неплохим вкусом, включает что-то интересное – спросить, что играет.

Там я начинаю покупать музыку, которую не крутят по телевизору и радио. Чем дальше, тем больше мои интересы расходятся с мейнстримом. Прогрессивная электроника из Великобритании, американская потскобейновая альтернатива – все куплены там, вместе с обычными релизами, вроде альбома “Машины Времени”, и даже еще Аллы Пугачевой, и, страшно подумать сейчас, нового альбома Pink Floyd.

Плейлист выложен на Google Play Music и на Ютюбе. Мощный получился микс задорной европопсы девяностых, печальки Portishead и Наутилуса, бодрого Offspring и мечтательного Pink Floyd. В списке 1994 года еще больше треков, которые сильно на меня повлияли, и которые я слушаю всю сознательную жизнь. А ведь дальше будет старшая школа и связанные с этим жизненным периодом большие переживания. Скоро продолжим!