Дачные фото
February 20, 2009
Зимой здесь почти никого нет. Огромный массив пригородных дач пустует, хотя и находится практически в центре города. Здесь нет канализации, воды, и даже электричество отключают в октябре. Здесь мало что изменилось за последние 50 лет. Именно полвека назад сотрудники нескольких городских НИИ и заводов получили здесь участки. Маленькая частная территория в стране, где все общее. Дома из подручных материалов исключительно по индивидуальным проектам. Кирпичные строения – пока редкость, но это ненадолго. Поколение построивших этот городок сарайчиков и времянок уходит, а вместо них приходят люди с совсем другим отношением к земле и другими запросами. Уже появляются типовые, собранные из блоков и обшитые вагонкой особняки, они пока смотрятся выскочками. Но пройдет лет 10, сюда проведут коммуникации и дачный табор на отшибе станет еще одним городским районом. Но пока еще можно увидеть, в каких условиях жил советский землевладелец. Зимой видно лучше: листвы на деревьях нет и многочисленные дачные постройки просматриваются со всех сторон. Более того, сразу видно, какие они: кривые, заваливающиеся набок, собранные из подручного материала. Летом сюда приедут люди и унылое обиталище приобретет смысл и шарм, а пока это – всего лишь несчастная лачуга, приют бедняка.
До многоэтажных скворечников в центре города рукой подать. Но по реке проходит граница между суетой и спокойствием. Немного мешает шум дороги, раньше здесь было куда меньше машин. Но к нему привыкаешь и перестаешь слышать. Все равно ты – на природе, пусть и в 15 минутах ходьбы от мэрии и ГУМа.
Раньше река выходила из берегов, вода поднималась на несколько метров и затапливала даже дорогу. Поэтому старые дома стоят на высоком фундаменте или на сваях. Но река уже не разливается много лет – обмелела.
Типичная постройка: маленькая комнатка и предбанник, карикатура на деревенский пятистенок. Краска – тоже типичная. Подавляющее большинство старых домов когда-то были выкрашены в зеленый.
А это, наверное, когда-то был вагончик для сторожа. Здесь давно уже ничего никто не охраняет, все ворота стоят нараспашку. В 90-е в домах зимой жили бомжи, они же выносили все сколько-нибудь ценное. У нас украли старинный черно-белый телевизор, который мы сами все никак не могли выкинуть. Летом выкапывали картошку и срывали клубнику. Сначала перестали красть то, что растет, а потом – вещи. Может быть, ничего ценного и не осталось?
Зимой здесь почти никого нет, и на протяжении сотен метров можно увидеть лишь следы животных – одичавших дачных собак. Впрочем, кто-то живет и круглый год – если есть электричество и капитальный дом.
Остатки агитационного щита и неденоминированный штрафной знак.
Улучшенная версия дачного домика. Когда я был маленький, хозяин этой дачи приезжал на природу на белой “копейке”. И ставил ее в самом начале проселочной дороги. Кроме него, машинами владели еще один или двое дачников, и можно было не бояться, что кому-то перекроешь путь. Когда мы купили машину, дед начал действовать на нервы – наша дача дальше.
Летом этот дом почти не видно за деревьями, кустами и цветами.
В кадр влезли почти все стандартные шесть соток. В глубине – дом, подготовленный к суровой зиме. Уже не стандартный проект, но плод 50-летнего труда с многолетними перерывами.
Ванны, оконные рамы со стеклами, двери и раскладушки, и даже полноценные кровати. Сараи с лопатами и граблями, утюги времен Наташи Ростовой. Сюда тащили все, что было не нужно в городе, но жалко выбрасывать. Летом всего этого великолепия просто не видно, а зимой ситуацию частично спасает только снег.
Единственный сруб в дачном поселке, в детстве он всегда вызывал у меня зависть. Но с годами я понял, что на даче важнее не качество дома, а твое отношение к нему. Здесь мне всегда спокойно.
Когда-то здесь стоял обычный вагончик с предбанником, но потом прямо над ним поставили коробку из дефицитных асбестовых плит с канцерогенами. Перед домом – заросшая виноградом беседка.
Доступ к кирпичу не гарантирует успеха в дачном зодчестве. Какой великий ум построил дом, который в высоту больше, чем в ширину? Получился опять, хоть и каменный, но вагончик.
А это современное строительство. Цеметные блоки и деревянная веранда-пристройка. Выглядит уныло.
Вот жертва запрета на строительство двухэтажных дачных домов в Советском Союзе. Мансарда не уступает по размерам основному помещению. Кстати, это первая дача, где на участке растет трава. Никаких помидоров!
Я даже забыл о существовании этого дома – он стоит чуть в стороне и летом его просто не видно. Редкий пример дачного дома, сделанного с любовью.
По высоте дерева можно определить возраст дачного поселка. Раньше здесь были поля.
Брошенный участок. Выбитые стекла, заросшая земля. Зимой это зрелище особенно тоскливое. Неподалеку есть шесть соток, которые кто-то оформил на себя, но, видимо, так ни разу там и не побывал (и не продал). Там – чаща!
Пляж, знакомый мне с детства. Русло реки за 25 лет чуть сдвинулось и смыло почти весь песок. Но здесь все равно хорошо.
Соседский дом с защитой от домушников. Летом соседи будут дымить сжигаемым мусором, а мы на них будем ругаться, а они – огрызаться. Обычная дачная жизнь. Но пока здесь тихо.
Все фото: